Истрашкин Владимир Иванович

Опубликовано 21.06.2016 06:44
Просмотров: 1513

Владимир Иванович Истрашкин

(13.02.1916 – 12.01.1987)

9 июля 1980 года в газете «Чапаевский рабочий» были опубликованы воспоминания бывшего комиссара авиаполка, майора А. Журавлева о нашем земляке, Герое Советского Союза Владимире Ивановиче Истрашкине. Юные следопыты из ПТУ-16, где учился герой, сразу же установили с ним связь. В музее училища появился стенд, посвященный бывшему выпускнику, а вот на заводе химудобрений, в цехах которого трудился В.И. Истрашкин после окончания ФЗУ, на ту статью как то не обратили внимания.

Через четыре года ветеран Великой Отечественной войны А. Симдянов прочитал в книге «Подвиг во имя Родины» - о воинах, родившихся и живших в Куйбышевской области – очерк о В.И. Истрашкине. Узнав из книги, что герой до войны работал на заводе химических удобрений, А. Симдянов отправился в заводской музей в надежде узнать о Владимире Ивановиче больше. О результатах его похода узнал весь город: в газете «Чапаевский рабочий» 31 января 1984 года появилась статья «Героев не забывать!» В ней бывший фронтовик с недоумением и горечью рассказал о том, что на многочисленных стендах музея он не нашел ни одного упоминания о Герое!

Председатель совета музея А.Е. Кулагин немедленной предпринял меры по установлению связи с В.И. Истрашкиным. Уже в феврале досадная оплошность была исправлена: биография героя заняла почетное место на одном из стендов, а в марте в заводской музей пришло письмо из Москвы. Владимир Иванович, как кадровый офицер, привык к четкости и аккуратности, и потому быстро ответил на обращение работников музея.

В письме – рассказ о жизни героя, написанный им самим. Владимир Иванович писал его 5 марта 1984 года. В то время ему было 68 лет, но – удивительно! – почерк твердый, рука не дрожит, буковки мелкие, но хорошо написанные, все слова легко читаются, и самое главное – в тексте совсем не грамматических ошибок, хотя в начале письма этот легендарный человек сетует на свою «уже дырявую память».

Обо всем откровенно и подробно написал герой, обо всех фактах своей биографии. Нет в письме только одного – описаний подвигов, которые совершил лучший летчик-истребитель полка, «снайпер воздушного боя», как называли В.И. Истрашкина его фронтовые товарищи. Скромно умолчал герой о военных страницах своей биографии, оставил подвиги за строчками письма, предоставив право рассказать о них другим, Что ж, теперь мы знаем обо всем…

Владимир Иванович Истрашкин родился в нашем городе, когда он еще назывался Иващенково, 13 февраля 1916 года. Отец его был рабочим, Жила семья Истрашкиных на улице К. Либкнехта, в доме №34. Володя – младший из троих детей. Учиться пошел, когда ему еще не было семи лет: родители видели, как жадно тянулся мальчик к знаниям. Школа находилась возле церкви во Владимирском поселке. Но проучился в ней Володя всего один год.

В 1924 году в городе было сильное наводнение, и родители отправили мальчика к дяде в деревню под Саратов: все-таки прокормить двоих детей вместо троих было легче. Дядя, окончивший сельхозтехникум, работал в колхозе и много занимался с племянником. После трех летних месяцев напряженных занятий Володя пошел сразу в третий класс деревенской школы.

Однако и здесь закончить учебный год ему не пришлось: вскоре приехал отец и забрал сына. Родители решили, что мальчик пойдет в четвертый класс в другую школу, на Садовой улице в Чапаевске.

Поначалу Володе пришлось трудно: сказывалось домашнее обучение, да и программа городских школ отличалась от той, что преподавали в деревенских. Учителя даже хотели перевести мальчика в третий класс.

Как вспоминал Владимир Иванович, ему «в течение месяца каждый день приходилось доказывать свои знания». Терпение и труд все перетрут – гласит народная мудрость. И вскоре Володя вновь стал считаться лучшим учеником в классе.

С благодарностью вспомнил ветеран своих учителей, особенно – Савву Степановича Лыгу, сын которого – Евгений – также учился в этом классе.

В пятый класс Володя пошел опять в новую школу – фабрично-заводскую семилетку (ФЗС). Она находилась на улице Железнодорожной, возле ДК им. Чапаева. Подростку особенно нравились экскурсии на завод – учащиеся знакомились с работой котельной, электростанции, ремонтного, литейного, деревообрабатывающего цехов.

Жажда знаний у Володи была необычайной: еще не закончив ФЗС, он подает заявление о приеме в ФЗУ. Там юноша вступил в комсомол, был активным участником военизированных походов, отлично учился и работал в подшефном колхозе.

В одном из писем кружковцам из ПТУ-16 Владимир Иванович рассказал о том, как проходили так называемые «массовки» - все учащиеся ФЗУ выезжали на озеро Ильмень, приводили в порядок берега, места для купания, оборудование пляжа.

В 1934 году В.И. Истрашкин окончил ФЗУ, получив специальность «бригадир-химик по снаряжению взрывчатых веществ», и пришел работать на завод химических удобрений. Трудился в первом цехе (20-я мастерская), в 18-мастерской третьего цеха на снаряжении, в 39-й мастерской по установке станков-автоматов фирмы «Фриц Вернер». А вечером учился на третьем курсе рабфака.

Четвертый курс рабфака Владимир Иванович закончил уже с отрывом от производства. Запомнилось, что в этом, 1935 году, преподаватели усиленно занимались с ними русским языком – таково было указание «сверху». На итоговой проверочной работе Володя и еще один мальчик – всего два ученика из их группы! – получили «четверки». Так вот откуда истоки этой потрясающей в наше время грамотности ветерана!

А потом партия бросила новый клич: «Молодежь – на самолеты!» Начался отбор самой лучшей, передовой части юношества для учебы в школах летчиков. У Владимира Истрашкина состоялся разговор с секретарем комитета ВЛКСМ Полиной Сергеевной. Именно она предложила Володе попробовать пройти комиссию. Совершенно не надеясь на успех этого предприятия, юноша согласился.

Спустя годы Владимир Иванович вспоминал, что более чем из ста пятидесяти молодых людей медицинскую комиссию прошли 21 человек. Из них мандатная комиссия, утвердила 19 человек. А в Куйбышеве была еще более строгая комиссия, оставившая от этой группы всего девять человек. Четверым было предложено дать направление на учебу в летную школу, а пятерым – в техническую. Но после утверждения в Куйбышевском обкоме комсомола такие направления получили лишь пятеро участников этой своеобразной «фабрики пилотов»: двое (один из них – Владимир) – в летную школу и трое в техническую.

Вот так неожиданно переменилась жизнь Владимира Истрашкина. В августе 1936 года он прибыл на учебу в первую Краснознаменную военно-воздушную школу пилотов в поселок Кача, расположенный близ Севастополя. «До этого выше крыши своего дома на улице Карла Либкнехта я не поднимался!» - шутил ветеран в письме.

Учился Володя хорошо, новое дело ему нравилось, и он был рад, что судьба связала его с авиацией. Два года пролетели как один день, и в 1938 году, по окончании школы, В. Истрашкин получил направление на Дальний Восток, в Приморье, в 40-й истребительный авиаполк. Там Владимиру впервые пришлось принять участие в настоящих военных действиях – в боях у озера Хасан.

По служебной лестнице В.И. Истрашкин продвигался довольно быстро: вскоре он стал уже штурманом истребительной эскадрильи. Но молодой, азартный летчик, как и многие его сверстники, иногда допускал «воздушное хулиганство»: хотелось показать себя «хозяином» неба, и «орлята», несмотря на запреты командиров, выполняли в воздухе немыслимые трюки, один опаснее другого. Вот за такое «хулиганство» В. Истрашкин за две недели до начала Великой Отечественной войны был резко понижен в должности – на целых три ступени! – и стал младшим летчиком.

Война заставила Володю повзрослеть, более серьезно относиться к жизни. Через две недели после начала боевых действий полк, где служил В. Истрашкин, был отправлен на фронт. 6 июля 1942 года Владимир – уже в должности командира звена – командовал разборкой своих «птиц» и погрузкой их на железнодорожные платформы.

Летчики прибыли на Южный фронт. 10 августа 1941 года, в первом же столкновении с врагом, звено Истрашкина понесло потери: погиб прекрасный пилот, молодой, веселый, такой же, как и Владимир, «хулиганистый в воздухе», Михаил Найденов. «Наших самолетов было мало, а их…» - так и не смог примириться с этой потерей командир.

После Южного фронта были Северо-кавказский, Закавказский, отдельная Приморская армия, второй Белорусский фронт – таков боевой путь В.И. Истрашкина. Начав его рядовым летчиком, герой закончил войну заместителем командира авиаполка.

За 525 боевых вылетов В.И. Истрашкин провел более ста воздушных боев, лично сбил 22 фашистских самолета и шесть – в групповых боях. Но нет об этом ни слова в письме героя. За него говорят другие – те, кто своими глазами видел, как воевал наш земляк, как беспощадно громил он врага, как бросался на превосходящие силы противника, своей смелостью и яростным напором, заставляя его позорно бежать с поля боя.

Бывший комиссар 40-го авиаполка А. Журавлев вел на войне дневник. Почти в каждой записи мы читаем о В.И. Истрашкине:

«2 июля 1944 года. Уже несколько дней наступаем на Запад. Нашими войсками освобождены города – Витебск, Могилев, Орша, Борисов. Сегодня наша часть летала на прикрытие «Илов». Володя Истрашкин, Сережа Сонюшкин и Вася Шихов при подходе заметили «Мессершмиттов-109», крадущихся в облаках к нашим штурмовикам. Капитан Истрашкин приказал Соболеву и Шихову атаковать врага. Быстро сманеврировав, они бросились наперерез. Фашисты, не приняв бой, нырнули в облака. Все обошлось нормально.

5 июля 1944 года. Летали в район Могилева на сопровождение штурмовиков. Погода была облачная, невзрачная: гляди в оба! И опять отличилась группа Истрашкина. Она заметила пару «мессеров», атаковала их и обратила в бегство. Всегда стоят на чеку!»

 А. Журавлев впервые узнал о В.И. Истрашкине, едва прибыв к новому месту службы на Кубань. Он заступал в должность комиссара 40-го истребительного авиаполка. Начальник штаба А.Ф. Шеряков, рассказывая о своих пилотах, особенно выделил капитана Истрашкина – лучшего летчика-истребителя, охарактеризовал его как человека железной воли и дерзкой смелости в воздухе.

Почти сразу же после этого разговора им пришлось наблюдать за боем, который вела четверка самолетов капитана Истрашкина с десятью фашистскими истребителями. Наши летчики сбили два самолета.

«… Капитан Истрашкин ворвался в землянку командного пункта как вихрь. Вытирая пот с разгоряченного лица, произнес:

 - Еще двух фрицев на белом свете не стало. Молодец Вася Шихов! Крепко стегнул очередью по «мессеру», тот аж разлетелся на части. Когда снова в полет? – спросил он без передышки начальника штаба полка.

 - Отдохните немного, поостыньте, - добродушно ответил тот…»

Не раз потом А. Журавлев беседовал с отважным летчиком. На земле Истрашкин был обыкновенным, простым, добрым человеком, выделялся среди других только высоким ростом да искрящимися серыми глазами. Этот огонь в глазах шел от злости, от ненависти к врагу, накопившихся в сердце. «Мне и всему народу жизнь испортили, гады ползучие!» - говорил Владимир Иванович.

Он, не раздумывая, бросался в бой с фашистами, едва только представится случай. Под стать ему были и летчики его звена. Их не пугало ни численное превосходство противника, ни риск своей возможной гибели…

16 апреля 1943 года шестерка истребителей во главе с командиром Истрашкиным получила приказ командования перехватить немецкие бомбардировщики, появившиеся в районе станции Абинская. По всей видимости, они собирались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск.

Восемнадцать «Юнкерсов-87» - одномоторных пикирующих бомбардировщиков (летчики их называли «лапотниками» за неубирающиеся во время полета шасси) и восемь «Мессершмиттов-109» - шесть против двадцати шести – таков расклад сил. Наши летчики решили обойтись без подмоги. По приказу командира они одновременно ринулись на врага.

Истрашкин направил свою машину на ведущую четверку «лапотников». Он сразу увидел желтоносый «Юнкерс», в котором был командир группы. Расчет Владимира Ивановича был прост: сбить ведущего – и немцы дрогнут. Этот расчет полностью оправдался: увидев падающий самолет командира, фашисты растерялись. Несколько самолетов, налету быстро освобождаясь от своего смертоносного груза, стали в беспорядке уходить назад.

Истрашкин погнался за вторым «Юнкерсом», дал очередь по нему – и самолет загорелся, помчался, оставляя за собой дымный шлейф, к земле.

Но даже в пылу боя капитан В.И. Истрашкин не терял бдительности: заметил, что прямо на него идут четыре «мессера», и вовремя увернулся от прицельного огня, примени сложный прием. Вот когда пригодились трюки «воздушного хулиганства»!

На помощь пришел Вася Шихов – и один из нападавших на командира «мессеров» стремительно полетел вниз…

Немцы ушли, потеряв три самолета и не выполнив своего задания. «Молодцы!» - услышали летчики по рации голос командира дивизии полковника С.Г. Гетьмана.

Этот эпизод из череды фронтовых подвигов капитана Истрашкина ярко описал в своем стихотворении Иван Александрович Борисов. И хотя стихотворение появилось в газете «Чапаевский рабочий» в 1998 году, после его прочтения остается впечатление, что все это происходит сейчас, на наших глазах:

…Опять враги на горизонте,
Все небо свастикой пестрит.
Опять стервятники в полете,
Живое прячется, бежит.
Их преимущество большое,
Машин немецких и не счесть,
В четыре с лишним раза больше!
А наших? Наших только шесть.
Но наш земляк не растерялся:
Решать задачу не впервой.
Он верным принципу остался:
С врагом – одно: смертельный бой!
И дерзко крикнул: «Атакуем!» -
Своей шестерке боевой.
Враг растерялся, негодуя,
От дерзкой смелости такой…

В июле 1943 года враги отступили к Керченскому проливу. Начались бои за Крымский полуостров. Истребители – «ястребки» вылетали на немецкие позиции, сопровождая наши штурмовики.

Так было и 14 ноября 1943 года. Четверка «ЛАГГ-3» под командованием В.И. Истрашкина сопровождала группа «Ил-2». Штурмовики ударили по склонам горы Митридат, где наблюдалось скопление больших сил противника. И вдруг Сергей Сонюшкин передал по рации: «С запада идут «юнкерсы»! Численность – около сорока!»

Истрашкин понял: немцы летят бомбить наши позиции. Пока свяжешься с командованием, пока там отдадут приказ о вылете подкрепления, уйдет драгоценное время. Нет, бомбардировщиков надо атаковать сейчас! – решил капитан. Твердо и спокойно он приказал «Ильюшиным» идти домой, а четверка «ястребков» помчалась навстречу врагу. Истрашкин дает одну очередь за другой, стреляет без остановки, зная: его ведомый, Сергей Сонюшкин, рязанский паренек, умело прикроет, не подпустит к нему врагов.

Два «немца» рухнули на землю. А «ястребки» все нападают, ловко уворачиваясь от вражеского огня. Поняв, что вот-вот к нашим истребителям придет помощь и им тогда будет худо, «юнкерсы», сбросив бомбы, так и не долетев до наших позиций, ушли…

Бои за Крымский полуостров продолжались. Лишь в апреле 1944 года нашим войскам удалось прорвать оборону немцев в районе Керчи. Бои развернулись с новой силой. Авиаполк, где служил В.И. Истрашкин, громил врага в районе города Судак, не давая уйти морем.

13 апреля 1944 года, облетая позиции, четверка наших истребителей заметила внизу большое скопление вражеских войск: их продвижение остановил разрушенный мост, и фашисты торопились наладить через него переправу.

Командир полка А.О. Хвостов, возглавлявший группу «ястребков», решил помешать этому и атаковать врага.

На немцев посыпались осколочные и фугасные бомбы. В ответ «заговорили» гитлеровские зенитки. Самолет Хвостова загорелся. Повторив подвиг Виктора Талалихина, командир направил пылающую машину прямо в середину скопища врагов. Истрашкин мгновенно оценил ситуацию и принял командование на себя. Резко снизившись, летчики в упор стали расстреливать все, что было на земле: немецкие автомашины, тягачи, артиллерию, солдат и офицеров…

В мае 1944 года Крым был освобожден. Истребительный полк, где служил В.И. Истрашкин, перебросили в район боевых действий 2-го Белорусского фронта под Могилев.

24 июня капитан Истрашкин во главе четверки «Ла-5» прикрывал, со стороны солнца. После первой же атаки немцы смешались, строй их нарушился. Стремясь к большей маневренности, бомбардировщики стали сбрасывать бомбы мимо цели. Три самолета потеряли немцы в том бою.

За свои многочисленные подвиги В.И. Истрашкин 16 октября 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза: «за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и за 22 сбитых фашистских самолета». Четырнадцать боевых наград отметили фронтовой путь полковника В.И. Истрашкина – орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны и семь медалей.

После войны, в 1947 году, В.И. Истрашкин окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1956 году – курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-Воздушной академии.

С 1947 года Владимир Иванович начал летать на первых реактивных самолетах. С 1949 года отважный летчик служил в войсках ПВО.

В 1957 году В.И. Истрашкин демобилизовался из армии в звании полковника. Службе помешала бытовая травма: катаясь на лыжах, Владимир Иванович получил перелом позвоночника. Но все-таки из авиации, по собственному признанию, герой «далеко не ушел».

С этого времени наш земляк полностью посвятил себя воспитанию молодых летчиков. Жил в Москве, работал преподавателем в 21-м учебно-тренировочном отряде Московского транспортного управления гражданской авиации. И здесь он проявил себя с лучшей стороны. Он просто не мог жить иначе.

Коллегия Министерства гражданской авиации признала, что работа начальника штаба гражданской авиации В.И. Истрашкина является лучшей по организации учебного процесса, разработке наглядных пособий, преподавания и обучения. И здесь В. Истрашкин получил правительственную награду – знак «Отличник Аэрофлота».

Несколько раз приезжал В.И. Истрашкин в Чапаевск, встречался со своими друзьями, заходил и в родное ФЗУ. Учащиеся ПТУ-16, в свою очередь, бывали у героя в Москве, переписывались с ним.

Зимой 1987 года в Чапаевск пришла печальная весть о кончине В. И. Истрашкина. В газете «Воздушный транспорт» от 15 января 1987 года был напечатан некролог: «12 января 1987 года после тяжелой продолжительной болезни скончался Герой Советского Союза, полковник в отставке, преподаватель учебно-тренировочного подразделения Внуковского ПО Владимир Иванович Истрашкин». После традиционного в таких случаях перечисления заслуг героя перед Родиной группа товарищей заверяла: «Память о В.И. Истрашкине сохранится в наших сердцах».

Живет память и в сердцах жителей нашего города.

Затаив дыхание, слушают подростки рассказ экскурсовода музея о легендарном летчике, вглядываются в строчки его письма, лежащего в застекленной витрине, и читают, читают между строк…